Унесенные ветром коррупции

В Дагестане в 2024 году зафиксировано снижение количества преступлений коррупционной направленности. Этой позитивной новостью на прошедшем 28 марта заседании Комиссии по координации работы по противодействию коррупции в республике поделился глава региона Сергей Меликов. По его словам, наиболее уязвимыми сферами остаются: бюджетные отношения, здравоохранение, социальная сфера, госзакупки, госслужба, землепользование, ЖКХ.

Несмотря на снижение количества коррупционных преступлений, их масштабы все еще впечатляют, а средний размер взятки и вовсе вырос: в 2023 году он составлял 1,4 млн рублей, а в 2024 году — уже 1,6 млн рублей.

Коррупция остается серьезной проблемой не только Дагестана, но и всей страны. Так, в первом квартале 2025 года в России было выявлено 15 458 коррупционных преступлений, что на 24% больше, чем в первом квартале 2024 года (12 466).

В республике с завидной регулярностью заводятся уголовные дела в отношении чиновников, которые обвиняются в разворовывании части средств, выделенных на реализацию разных программ по развитию Дагестана. Все «унесенные ветром» коррупции деньги могли бы пойти на строительство новых школ, закупку нового медицинского оборудования для больниц, на субсидии для фермеров, но история не знает сослагательного наклонения.

Такие резонансные случаи создают впечатление, что коррупция только про чиновников. Жители региона активно обсуждают и осуждают фигурантов данных дел, но при этом сами они спокойно могут всучить «подарок» преподавателю, медсестре и т.д и не видеть в этом ничего страшного. В этой связи хотелось рассказать, чем благодарность отличается от взятки.

В уголовном Кодексе Российской Федерации подарок считается взяткой в тех случаях, когда он передается до решения вопроса (например, устройства ребенка в детский сад), также в тех случаях, когда решение вашего вопроса зависит от того, кому вы дарите — чиновника, сотрудника ДПС, учителя. Причем сумма взятки не имеет значения, «маленькая сумма» (до 10 000 рублей) тоже является взяткой и не освобождает от уголовной ответственности.

Вы можете понять, что даете именно взятку, если осознаете, что не смогли бы подарить то же самое своему соседу/коллеге просто так.

Так как в нашей республике большинство людей исповедуют религию Ислам, подчеркну, что нормы Ислама в этом вопросе перекликаются с законами России. Ислам тоже запрещает «дарение» подарков людям, от которых зависит решение вопроса. Дарение после решения вопроса дозволено только при условии, что это недорогой подарок (коробка конфет), нет ожидания выгоды в будущем от данного человека и даритель не зависим от получателя.

Подробно разобраться в отношении Ислама к коррупции нам помог руководитель отдела просвещения Муфтията Дагестана Ибрагим Ибрагимов.

«В нашей религии коррупция строго запрещена и считается большим грехом, потому что она противоречит принципам богобоязненности. Коран и хадисы призывают к честности, справедливому отношению к людям и запрещают брать и давать взятки, а также использовать свое положение в корыстных целях. Особое внимание в Исламе уделяется соблюдению договоров — будь то письменных или устных. Рабочий, чиновник, врач, преподаватель — каждый, принимая на себя обязательства, как бы заключает договор с обществом. В этот договор входит обязанность выполнять свою работу добросовестно, качественно и с искренним намерением. Человек, который берёт взятки или даёт их, чтобы закрыть глаза на халатность или добиться несправедливого преимущества, нарушает этот договор. Это не просто нарушение закона — это нарушение аманата (прим: доверенного) и прямая причина гнева Аллаха. Ведь Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто обманывает, тот не из нас» (Муслим 102). Один из принципов шариата — защита имущества и справедливости, поэтому любые формы коррупции считаются нарушением этих основ», — рассказал Ибрагимов.

Руководитель отдела просвещения также привел хадисы и аяты, которые говорят о запрете коррупции в Исламе: «Всевышний Аллах в священном Коране сказал: «Не присваивайте незаконно имущество друг друга и не подкупайте этим [имуществом] судей, чтобы намеренно присвоить часть собственности [других] людей грешным путем» (Сура 2, аят 188). В Хадисе Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказано: «Проклятие от Всевышнего падет на того, кто дает взятку, и на того, кто берет ее» (Ибн Маджа). Согласно исламскому праву (фикху) грех несут все участники взяточничества: дающий, получающий и посредник».

Ибрагим Ибрагимов также поделился с нами случаями из жизни праведников, которые были против коррупции. По его словам, таких примеров так много, что о них можно написать отдельную книгу. «Один из них — это случай, который приводит Имам Аль-Байхакы в своей «Сунан» от Абдуррахмана ибн аль-Касима, который сказал: Малик передал: Один из сподвижников Посланника Аллаха ﷺ, который был назначен наместником при правлении Умара ибн аль-Хаттаба, подарил две подушки жене Умара. Когда Умар вошёл и увидел их, он спросил: «Откуда у тебя эти вещи? Ты их купила? Скажи мне правду!» Она ответила: «Их прислал нам такой-то». Тогда Умар сказал: «Когда ему что-то нужно от меня, и он не может получить напрямую, он приходит через мою семью!». Затем он резко вытащил подушки из-под сидевшей на них жены, вынес, и одну подушку отдал женщине из мухаджиров (прим: мусульмане, переселившиеся из Мекки в Медину вместе с Пророком Мухаммедом ﷺ в 622 году), а другую — женщине из ансаров (прим: жители Медины, которые приняли Пророка Мухаммеда ﷺ и его последователей (мухаджиров) после переселения из Мекки и оказали им поддержку).

Смысл этого поступка Умара ибн аль-Хаттаба в том, что он был очень строг в вопросах справедливости и предотвращения даже намёка на коррупцию или конфликт интересов. Даже если подарок был сделан его жене или сыну, он видел в этом возможную попытку повлиять на его решения через его семью и сразу возвращал такие подарки в казну мусульман», — рассказал наш собеседник.

Касательно мер по противодействию коррупции, руководитель отдела просвещения сообщил, что Муфтият Дагестана активно ведет просветительскую работу против коррупции: для жителей регулярно проводятся лекции, пятничные проповеди и семинары, на которых разъясняется исламское отношение к взяточничеству и несправедливости, а также подчеркивается важность ответственности перед Всевышним и обществом. Также проводятся встречи с молодёжью, на которых обсуждаются вопросы честности, справедливости и ответственности перед Всевышним. Кроме того, Муфтият выпускает специальные брошюры и социальные видеоролики, чтобы донести важность этих ценностей до широкого круга верующих. Такие мероприятия помогают формировать у них нетерпимость к коррупции и поддерживают антикоррупционную культуру в регионе.

Если Ислам строго запрещает коррупцию, почему данная проблема в регионе, в котором в большинстве своем живут мусульмане, все еще остается острой? Какие еще меры необходимо принять для (искоренения — мечты.. мечты..) для заметного снижения уровня коррупции на бытовом и более высоком уровне? На этот вопрос нам постарался ответить политолог, журналист Альберт Эседов.

«Если не углубляться в суть проблемы коррупции, может показаться, что массовая приверженность религии должна каким-то образом не только регулировать, но и даже полностью решить её у нас в республике. Однако статистика упрямо возвращает нас к действительности — несмотря на религиозные запреты, в нашей республике с населением, которое в большинстве своем исповедует Ислам, остаётся довольно высокий уровень коррупции.

Вроде бы в Дагестане и религиозные институты работают (Духовное управление мусульман, тысячи мечетей, благотворительные фонды, бизнес, подготовка религиозных деятелей, книгоиздательство, СМИ), вроде и власть поддерживает эти институты, вроде и мечети по пятницам и в религиозные праздники переполнены прихожанами, и даже проповеди в них, говорят, становятся качественнее, а проблема не снимается.

Степень и глубина распространения коррупции, на мой взгляд, отражает характер взаимоотношений в обществе, истинное отношение людей друг к другу, и потом уже на этой благодатной почве и формируется порочная система, в которой эти характерные обществу черты переносятся в том числе и на экономику, менеджмент и политику. В связи с чем, предполагая в проблеме коррупции так называемый человеческий фактор, пытаться влиять на ситуацию посредством одних лишь увещеваний и опираясь только на институт религии, будет неправильно. Тем более, когда коррупция — не вредная привычка, а нечто близкое по сути, но другое по содержанию. А, если учесть, что коррупция является тормозом экономического да и вообще развития Дагестана, то и меры по противодействию должны быть соответствующие.

К примеру, не лишним будет максимально активное внедрение тех же инструментов цифровизации. Получение услуг в электронном виде, это не только прозрачность, но и серьёзный шаг к минимизации коррупции в обществе. И, конечно же, медиа и институты гражданского общества могут эту борьбу с коррупцией дополнить и усилить», — озвучил мнение Альберт Эседов.

Законы у нас основательные, цифровизация развивается, тот же портал «Госуслуги» снял многие вопросы в этом направлении, но очевидно, что до нулевой терпимости к коррупции нам еще очень далеко, если она вообще реальна. Возможно, нам пора менять не только что-то в системе, но и в самих себе — в первую очередь менять сознание людей, чтобы у нас не могло возникнуть оправдания для себя «Все так делают» и чтобы мы помнили, если мы продолжим раздавать «благодарности», асфальт на наших улицах так и останется мечтой.

ЭЛЬЗА ЧУБАНОВА