Роковые события 1999 года в Дагестане. Высота Халида Мурачуева

7 августа 1999 года отряды террористов под руководством Шамиля Басаева и Хаттаба вторглись из Чечни в Дагестан. Захватив несколько населенных пунктов, они создали угрозу для всей республики. Эти события считаются началом второй чеченской войны.

В 2024 году исполняется 25 лет со дня победы дагестанского народа над террористами. Победы, которая стоила многим дагестанцам жизни, но показала их непоколебимый стержень и преданность своей Родине.

В преддверии тех памятных событий РИА «Дагестан» решило вновь напомнить о подвиге своих геров, в этой статье мы рассмотрим историю подвига лейтенанта Халида Мурачуева.

Халид Рашидович Мурачуев родился 11 января 1972 года в селе Кули Кулинского района. Его жизнь не отличалась от жизни его соотечественников, он отучился в школе, нес службу в армии, работал на производстве, затем перешел к службе в органах МВД.

Примечательно, что по образованию Халид является ветеринаром – он окончил Ульяновский сельскохозяйственный институт.

Сослуживцы Мурачуева рассказывали, что, будучи в армии, он впервые задумался о своем предназначении в жизни – лечить животных или вернуться в родное село и заняться военной службой. Выбрав второе, он поступил на службу в органы внутренних дел на должность стажера-милиционера Новолакского РОВД. Это было в июле 1997 года. Через два года Мурачуев возглавит взвод.

Впервые с боевиками герой столкнется в апреле 1999 года у села Ахар. Тогда ими будет совершена попытка прорыва позиций, удерживаемых милиционерами Новолакского РОВД. Мурачуев одним из первых вступит в бой. Ведя огонь из пулемета, ему удастся оттеснить противника от подступов к селению. В результате этого боевики потеряют 8 человек убитыми, 7 раненными.

Начало

Уже в августе 1999 года административную границу Дагестана в Цумадинском и Ботлихском районах пересекли отряды бандитов из Чечни и наемников-ваххабитов. На то время пост «Телевышка» являлся одной из важнейших стратегических точек, позволявшей контролировать подходы к Новолакскому и Казбековскому районам и городу Хасавюрту (захватив ее, террористы могли угрожать многим районам Дагестана). В связи с этим лейтенант Мурачуев был направлен именно туда.

Роковое событие произошло 5 сентября 1999 года. Халид Мурачуев был старшим смены, с ним – младший сержант Мутей Исаев и еще четверо бойцов, всего шестеро.

Ранним утром на территории поста Халид увидел людей, одетых в камуфляж, первоначально он принял это за учения федеральных сил, но связавшись по рации с Новолакским РОВД, узнал, что на районный центр совершено нападение, идут бои. Лейтенанту был отдан приказ удерживать высоту имеющимися силами вплоть до подхода подкрепления.

Подробнее эти события описываются в книге А. Леднева «История подвига. Открытый дневник»:

«Мурачуев предполагал, что им, скорее всего, придется надеяться только на себя, хотя и в нем, и его товарищах, конечно же, жила надежда: если будет бой, то будет и помощь. Но голоса в рации свидетельствовали о другом: боевики пытались взять Новолак в удушающее кольцо, и все силы, что могли им помешать, были задействованы в отражении этой атаки. Бандиты не заставили себя долго ждать. Шли нагло, не таясь. Защитники замерли. На обращения врага по рации не отзывались и старались не выказывать никаких признаков жизни. Решив, что телевышка не охраняется, те совсем близко подошли к позициям милиционеров, и тогда Мурачуев громко скомандовал: “Огонь!”. На какое- то время враг растерялся, замешкался и этим воспользовался Мутей Исаев, нанеся сокрушительный удар из автоматического гранатомета. После первого боя, на подступах к их позициям остались семь десятков боевиков. На трофейных кассетах, захваченных у врага, будет видно, как Басаев указывает Хаттабу в направлении телевышки и объясняет, насколько сильна оборона высоты. Станет известно, что именно там бойцы уничтожили двоих из семи братьев одного из главарей нападавших – Ахматова. В отместку тот прикажет не щадить семьи милиционеров…».

Позже, понимая, что противник будет менять тактику, Мурачуев перераспределил силы, осмотрел оружие и подтянул к боевым позициям запас боеприпасов. Будучи ветеринарным врачом и обладая медицинскими знаниями и навыками, он также оказал бойцам своевременную первую медпомощь.

Сослуживцы вспоминают, что до последнего, даже в коротких выходах в эфир, «в его голосе не было страха или растерянности».

Бой за «Телевышку»

Вскоре боевики открыли мощный огонь по высоте 713,5 метра, после чего снова попытались штурмовать высоту.

Мурачуев и его бойцы занимали разные позиции, перебегали от окопа к окопу, прячась в блиндажах; сражались, отражая атаку за атакой. По рации просили поддержки, но окруженные в райотделе милиционеры и блокированный липецкий ОМОН не могли ничем помочь, они также вели бои из последних сил.

В течение суток вышка 7 раз подвергалась артиллерийским обстрелам, после которых следовали атаки штурмовых групп боевиков. С каждым часом силы милиционеров были на исходе.

Первая потеря произошла, когда один из защитников вышки пытался вынести раненого товарища. Его тело было буквально изрешечено осколками. По рации Мурачуев успел передать только: «Ахмада убило. Колю ранило».

Командир сам вынес тяжелораненого товарища из-под обстрела, оказал ему медицинскую помощь и, прикрывая огнем, дал возможность тому ползком выбраться из зоны боя. Однако недалеко от вышки, тот был взят в плен боевиками, находясь в бессознательном состоянии.

Затем еще два бойца, прикрывая друг друга огнем и меняя позиции, неожиданно оказались отрезанными от командира. Цепь обороны высоты 713,5 была разорвана.

Понимая безвыходность ситуации и невозможность помочь боеприпасами, Мурачуев дал сослуживцам команду отступать, надеясь так сохранить жизни. Но оставшихся милиционеров всё же взяли в плен.

Ближе к вечеру на обороне поста СТП-18 Д «Телевышка» остались двое – Халид Мурачуев и младший сержант Мутей Исаев. Массированные артиллерийские атаки и штурмы высоты не прекращались всю ночь.

Жители окрестных сёл, слабо вооруженные добровольцы и родственники бойцов всю ночь следили за происходящим. Они не могли помочь, но поддерживали связь с бойцами по рации.

Последний выход в эфир был на рассвете 6 сентября. Мурачуев сам вышел на связь, спокойным голосом сообщил, что они укрылись в помещении для оборудования телевышки. Сам Исаев был тяжело ранен – осколок попал ему в живот.

Позже Мурачуев скажет: «У меня всюду течет кровь, и я не понимаю, откуда именно. Остался только ящик с гранатами, я подтащил к нему Мутея, он подает мне гранаты, а я бросаю их, когда они подходят слишком близко». Не звучало слов о помощи и прощаний – как будто никто и не думал о смерти.
Вскоре на вышке всё затихло…

После того, как террористов выбьют с высоты, родственники тел Мурачуева и Исаева не найдут. Предположение, что их взяли в плен, также не подтвердится. Позже освобожденные из чеченского плена расскажут, что среди боевиков ходили разговоры, как те отомстили милиционерам, защищавшим телевышку…

В этом бою было убито и ранено более 50 ваххабитских боевиков.

Лишь спустя год, 15 сентября 2000 года, удастся обнаружить изуродованные тела Мурачуева и Исаева, на которых сохранились следы пыток и издевательств (Мурачуеву отрубили голову, Исаева закопали в землю заживо).

За мужество и героизм, проявленные при выполнении служебного долга, Указом Президента Российской Федерации от 31 января 2002 года лейтенанту милиции Халиду Рашидовичу Мурачуеву было присвоено звание «Герой Российской Федерации» посмертно. Тем же Указом звание Героя РФ (посмертно) присвоено его боевому товарищу – младшему сержанту милиции Мутею Закириновичу Исаеву.