Глава РД Сергей Меликов в ходе пресс-конференции для журналистов федеральных и республиканских СМИ, состоявшейся по завершению расширенного заседания оперативного штаба, рассказал о ситуации в Дагестане после серии громких терактов в Махачкале и Дербенте.
В первую очередь глава республики выразил соболезнования родным погибших при совершении террористических атак, а тем, кто пострадал, он пожелал скорейшего выздоровления. Кроме того, Сергей Меликов поблагодарил за поддержку своих коллег, руководителей регионов, в том числе СКФО, губернаторов новых субъектов РФ, приграничных с Украиной территорий, рядовых граждан и участников спецоперации, слова поддержки от которых поступают со вчерашнего вечера.
Отвечая на вопрос журналиста, по поводу ситуации в Дагестане на текущий момент, глава республики сообщил, что активная фаза контр-террористической операции, режим которой был введен вчера в Дербенте и Махачкале – завершена.
«В настоящий момент проводятся оперативно-следственные мероприятия, необходимые для принятия последующих решений. Следственным Управлением СК России возбуждены уголовные дела. Сегодня я побывал в Дербенте, посетил синагогу и православный храм, в Махачкале посетил православную церковь. Испытал не только сочувствие по поводу того что произошло, а как это вообще могло произойти в Дагестане, где мы живем в дружбе между народами и конфессиями? Но видите, терроризм не знает границ и национальностей. Это преступники, которые организовав теракт против иудеев и христиан, принесли республике трагедию, в которой погибло 2 гражданина исповедующих православие, а остальные (20 человек – прим. РИА «Дагестан»), причем 15 из них работники полиции, были мусульманами. Сотрудники правоохранительных органов действительно собой заслонили гражданских лиц», — сказал Сергей Меликов.
Он подчеркнул, что, несмотря на попытки «диванных экспертов» провести параллели между соотношением погибших боевиков и правоохранителей (террористов убито 5, а полицейских 15 – прим. РИА «Дагестан») в части профессиональной подготовки, все правоохранители действовали профессионально. Они соблюли основную задачу человека, давшего присягу – защищать жизнь гражданских лиц, даже если придется прикрыть их своим телом.
«Мы проработаем вопрос представления погибших к государственным наградам России и Дагестана. С привлечением руководства силового блока мы эти вопросы решим. Отдельно хотелось бы сказать о трагической, и в то же время героической гибели протоиерея Николая. Это человек который не просто более 40 лет прослужил в православном храме в Дербенте, но и был мудрым и старшим, не только для православных. К нему приезжали за добрым советом люди из других регионов России. Он до последнего остался на своем посту и погиб защищая прихожан. Мы также рассмотрим вопрос об увековечении его памяти. Либо представим его к государственной награде, либо как решит руководство епархии и его близкие», — сказал Меликов.
Что касается состояния 26-ти пострадавших, большинство из которых сотрудники полиции и Росгвардии, то глава республики отметил, что все они находятся в ЛПУ Дагестана, вся необходимая медицинская помощь им оказана. Если же они будут нуждаться в специализированной помощи и последующей реабилитации, то такая помощь им также будет оказана, заверил Сергей Меликов.
«На вчерашнем совещании мы приняли решение оказать всем пострадавшим материальную помощь. Семьям погибших, вне зависимости от того был ли это сотрудник полиции или гражданское лицо будет выделено по 1 млн рублей за счет средств Фонда «Мы вместе». Пострадавшим выделят по 500 тыс. рублей и за счет средств Фонда будет проведена дальнейшая реабилитация по согласованию с лечащим врачом. Также Дополнительную помощь семьям погибших сотрудников изъявил желание оказать наш сенатор Сулейман Керимов», — сообщил Меликов.
Глава региона добавил, что синагогу и православный храм в Дербенте поможет восстановить Сулейман Керимов, а восстановление пострадавших религиозных объектов в Махачкале взял на себя Госсекретарь РД Магомед-Султан Магомедов.
В ходе пресс-конференции Сергей Меликов также поделился с журналистами соображениями по поводу возможной причастности западных спецслужб к терактам в Дагестане. Глава республики допустил такую возможность. Он также отметил, что исполнители терактов были отнюдь не бедные люди, следовательно, их мотивы были связаны большей частью с идеологической обработкой, возможно новыми методами, к разработке которых могут быть причастны внешние силы.
Сергей Меликов отметил, что необходимо проанализировать события и вбросы имевшие место в Дагестане в период проведения мобилизации, в аэропорту Махачкалы прошлой осенью, и вчерашние террористические атаки, чтобы выявить новые или обновленные угрозы для республики, которыми пытаются расшатать устои Дагестана изнутри. Но выявить аккуратно, чтобы никого не обидеть и не задеть религиозные чувства. В этой работе руководство республики совместно с правоохранительными органами выработает новые стратегии и выставить новые рубежи для пресечения попыток дестабилизации обстановки в Дагестане.
На вопрос о том повлияет ли участие в исполнении теракта близких главы Сергокалинского района Магомеда Омарова на его дальнейшую судьбу Сергей Меликов ответил однозначно: «Конечно, повлияет. Есть поговорка, что сын за отца не отвечает, но нет тезиса, что отец за сына не отвечает. Мы всегда в ответе за тех, кого воспитываем».
На вопрос о том насколько сейчас в Дагестане безопасно, глава республики отметил, что все меры безопасности соблюдаются. Меликов отметил, что после теракта в Крокусе, в Москве меньше туристов не стало, и поэтому предположил, что и в Дагестане сохранится такая тенденция.
«Безусловно, меры безопасности будут усилены, но я думаю, что это не отразится на отдыхе туристов», — сказал Меликов.
На вопрос о том удалась ли попытка террористов запугать население республики, Сергей Меликов привел в пример несколько эпизодов вчерашнего дня: подростки принесли воду для бойцов, стоящих в оцеплении; рядовые граждане содействовали работникам правоохранительных органов в определении местонахождения террористов; местное население координировало действия полиции, ориентируя их передвижение в незнакомых кварталах; а те гражданские, из заблокированных в храме (в Махачкале), используя средства видео-фиксации через мобильные телефоны раскрывали расположение бандитов. По мнению Меликова эти факты свидетельствуют, что никакие попытки запугивания населения республики не удались.