Финалист кадрового конкурса «Мой Дагестан» Тимур Саркаров был назначен директором одной из самых проблемных школ Махачкалы – №42. «МИ» узнали о планах нового руководителя на ближайшее будущее и видении решения имеющихся задач.
– Для начала расскажите об участии в «Моем Дагестане». Как узнали о конкурсе и почему решили принять участие?
– В конкурсе принял участие, потому что привычка у меня такая. Когда узнал о «Моем Дагестане», было довольно-таки скептическое отношение. Потому что участвовал во многих подобных конкурсах, выигрывал или становился финалистом, а результатов не было. Я увидел, что новое руководство Дагестана хочет больших изменений – нужны новые люди. Многие ребята, которые участвовали в кадровом конкурсе, делали это, не надеясь на получение должности, у них есть интерес менять республику к лучшему.
Касательно моего назначения многие задаются вопросом, почему именно школа. Просматриваю соцсети, читаю комментарии: «А что его в школу направили? Наверно, родственник чей-то». Как раз-таки наоборот. Я эту сферу люблю, мне нравится общаться с детьми. Я понимаю, что есть бизнес, где зарабатывают деньги, а есть то, что нравится, к чему душа лежит. Я и в адвокатуре работал, и бизнесом занимался, и в министерстве по делам молодежи работал, в махачкалинском комитете по спорту, туризму и делам молодежи, был председателем молодежного парламента города, членом Общественной палаты, сейчас – депутат Кировского района. Направлений очень много, в которых работал.
Первым моим наставником был помощник председателя Правительства Дагестана Андрей Афонин, скончавшийся в декабре прошлого года. После мне назначили в наставники Уммупазиль Омарову. Мы, к сожалению, с ней пока еще не увиделись, чтобы обсудить все нюансы. Думал на днях зайти к ней.
Вообще с «Моим Дагестаном» можно многого добиться, имея минимум ресурсов. Мы друг друга используем в хорошем смысле.
– То есть должность директора этой школы Вы выбрали сами?
– Да, это мой выбор! Мне предлагали работу в администрации Главы и Правительства Дагестана, в различных министерствах и ведомствах… Просто это не совсем мое! А вот школа – да, это то место, где хочется себя проявить, реализовать свои навыки и умения. Потому что я в этой школе учился, работал… Хотя я, если честно, просил другую школу – не хотелось приходить туда, где знаю всех. Но вот так получилось: предыдущий директор школы №42 Асад Магомедович Омаров ушел по состоянию здоровья… Как-то это все совпало и мне предложили прийти сюда. Пришлось соглашаться.
– Вы довольно-таки давно работаете в школе №42. Какой вы ее видели, будучи учителем, и что вы планируете изменить или внедрить в учреждении в первую очередь?
– Когда работал учителем, узнавал у школьников, почему многие не хотят учиться – это серьезная проблема на сегодняшний день. Они уходят после 9-го класса, потому что боятся ЕГЭ, многим неинтересно преподают предметы. Ученики просто приходят в школу, чтобы отсидеть на занятиях, получить свои оценки. Дети сегодня более продвинутые, у них формат восприятия поменялся. Для их обучения нужны новые технологии. Сейчас дети живут интернетом, им нужно показывать больше видеороликов, давать задания, чтобы они скооперировались, что-то сделали командой.
Проблема Сепараторного поселка – отсутствие досуга. Все дети прекрасны, но многие с девиантным поведением становятся такими из-за наличия энергии и отсутствия вектора для нее. Сейчас начали открываться частные организации, но они не всем по карману. Поэтому хочется, чтобы при школе было что-то бесплатное. Пока все находится в разработке. Думаем, как сделать правильно.
В январе этого года я организовал бизнес-класс: мы с детьми собирались на выходных и я учил их вести свое дело, посвящал в нюансы. Уже есть 2 реализованных проекта: 11-классник стал фотографом, у него уже имеется своя наработанная клиентура, выпускница нашей школы разработала программу правильного питания и продает ее за пределами Дагестана. Есть ребята, которые хотят создать свой напиток и продавать, мы им активно помогаем. Я общаюсь с бизнесменами, прошу, чтобы они стали наставниками для таких ребят, вели и подсказывали, как работать. Кстати, наши школьники не раз одерживали победы в конкурсах бизнес-идей.
Также есть договоренность с финалистами «Моего Дагестана», бизнесменами об открытии в школе различных кружков. Прорабатываем план для создания кружка ракетостроения. Думаем, как наладить работу с «Кванториумом».
В Махачкале нет госучреждений с уклоном на IT-направление. У меня есть желание сделать из 42-й школы место, откуда будут выходить айтишники, чтобы по окончании школы дети уже могли программировать.
– Как вы считаете, чего не хватало в руководстве бывшего директора, какие действия вы считаете ошибочными и постараетесь не повторять?
– Наверное, отсутствие специализации у школы. Вот пришел я в эту школу, меня сразу оповестили: 6 августа у нас суд. В чем проблема: пришли пожарные, выдали предписание – школа не соответствует нормативам. А это произошло потому, что государство не выделило средств для приобретения всего необходимого. Хочется, чтобы учителя и руководство школы в первую очередь думали о построении образовательного процесса, а приходится решать множество проблем, которых не должно быть у школы.
Задач стоит много. Мне нужно, чтобы у нас появился учитель года. Вообще будем участвовать максимально везде. Это в первую очередь огромный опыт. Это как у спортсменов – если они не участвуют в соревнованиях, то над собой не растут. Пусть проигрывают – это неважно. Суть в том, чтобы понять, в чем были минусы. Проработать свою методику, чтобы в следующий раз победить.
– Вы – первый финалист кадрового конкурса, которого назначили директором школы. До вас назначали либо в правительство, либо в министерства. Чувствуете определенный груз ответственности?
– Да, конечно, определенный груз ответственности имеется. Мы с главой Махачкалы Салманом Дадаевым познакомились в Академии госслужбы при Президенте России.
Он – человек с инновационными идеями, хочет менять город. Того же он ждет от людей из своей команды. Я понимаю, что эта школа теперь будет занимать у меня 25 часов в сутки. И я понимаю, что сюда нужно привлекать колоссальные ресурсы. Проблем в школе очень много, особенно ее техническое состояние.
Хочется, чтобы школа вышла на самообеспечение. Есть множество различных способов зарабатывать школе, не собирая при этом денег с родителей. Дети хотят постоянного драйва, экшена.
Я считаю, 42-я школа должна стать точкой сбора и роста для всего микрорайона. Чтобы люди заходили сюда начинать день утренней зарядкой и до вечера смогли бы занять себя делами – от хореографического ансамбля до показов фильмов. Актовый зал у нас есть, нужно максимально использовать имеющиеся ресурсы.
– Вы работали в Министерстве по делам молодежи Дагестана, Комитете по делам молодежи Махачкалы, активно занимаетесь общественной деятельностью… Планируете обращаться к помощи бывших сотрудников для улучшения работы школы?
– Мне очень приятно, что соратники и бывшие коллеги сами звонят и предлагают проводить мероприятия, создать секции в школе. Мне даже не нужно звонить и просить. Депутаты предлагают рассмотреть возможность внесения школы в список для проведения капремонта. «Лидеры России», «Мой Дагестан», депутатский корпус – это сплоченные команды, мы друг другу помогаем всегда. Буквально на днях вернулся из Дербента, проводил тренинг по соцпроектированию, поработал с молодежью Дербента. Теперь эти ребята готовы приехать из Дербента и помочь мне.
– Так сложилось, что школа имеет неоднозначную репутацию в плане поведения воспитанников. Что-нибудь в этом направлении предпринять планируете?
– Да, конечно. Есть ребята-волонтеры, готовые работать как центр психологической помощи. Будем стараться работать на упреждение и сводить риски возникновения негативных происшествий к минимуму.
Также я планирую реализовать в учреждении систему школьного самоуправления. Задумка такая – выявляем лидеров общественного мнения среди школьников, с ними взаимодействуем и понимаем, какие есть проблемы, и решаем их в зародыше. Мне хочется, чтобы у детей было огромное желание приходить в школу и не уходить из нее. Максимально оставаться здесь и получать отсюда знания.
Система школьного самоуправления позволит работать на опережение и выявлять негативные варианты развития событий. 99% ситуаций можно решить разговорами. Очень много зависит от родителей, будем работать с родительским комитетом. Изучаю сейчас опыт других регионов и стран со схожими проблемами, хочу найти решение наших задач. Если от родителей будут поступать какие-то инициативы, естественно, будем рассматривать и стараться реализовывать.
– Будете проводить кадровые изменения в школе или считаете, что новому руководителю нужно суметь сработаться с коллективом?
– Все будет зависеть от коллектива, его готовности меняться, работать 25 часов в сутки. В скольких местах работал, никогда не было желания увольнять – это неправильно. Потому что найти хороших специалистов – это большая проблема сейчас во всех сферах. Главное – чтобы учителя и дети говорили, скажем так, на одном языке. Учитывая, что школа будет с инновационным уклоном, мне необходимо, чтобы учителя понимали компьютер и были с ним на «ты». Если учитель не до конца понимает компьютер, это не значит, что его нужно сразу увольнять. Нужно дать возможность переучиться и приобрести новые навыки. Я сам стараюсь для себя учиться каждый день, получать новые знания.
Хотелось бы, чтобы дети через школу видели позитив. 42-я школа всегда считалась бандитской, и во время моей учебы тоже… Хочется, чтобы школа славилась, но не такими действиями.
Хочется, чтобы в школе работал и институт наставничества. Чтобы старшеклассники помогали ребятам помладше. Чтобы выпускники спустя несколько лет после окончания возвращались и видели выпускниками ребят, которых они воспитывали. Потому что в школе нужно не только учить, но и воспитывать.
Источник: «Махачкалинские известия»