В статье рассматриваются проблемные вопросы информационно-идеологического противодействия религиозно-политическому экстремизму в Республике Дагестан.Несмотря на усиленную работу правоохранительных органов, органов власти в последние несколько лет, в республиках Северного Кавказа сохраняется угроза распространения радикальной идеологии. Это связано с тем, что террористические организации усиливают свою пропаганду через Интернет. Угрозы распространения религиозно-политического экстремизма в этих республиках сохраняются также в связи с серьезными рисками возврата участников вооруженных бандформирований из стран вооруженного конфликта (Сирия, Ирак, Ливия). По официальным данным, только из Дагестана в эти страны уехало более двух тысяч человек.
На протяжении последних десятилетий в публикациях ученых рассматриваются и анализируются проблемы противодействия различным формам экстремизма.
Одной из форм проявления политического экстремизма является устранение неугодных политиков и общественных деятелей. Следует отметить, что на Северном Кавказе часто происходили убийства политиков, религиозных лидеров, представителей общественности. Больше всего общественных, политических и религиозных деятелей, журналистов было убито в Республике Дагестан. Это министры по национальной политике, информации и внешним связям З. Арухов и М. Гусаев; религиозные деятели С.-М. Абубакаров, С.-А. Тагаев, М. Садыков, шейх Саид-афанди Чиркейский; 17 журналистов, среди которых З. Варисов, А. Ахмеднабиев, Г. Абашилов, Х. Камалов, и этот ряд можно еще продолжить.
С проявлением религиозно-политического экстремизма республики Северного Кавказа столкнулись в 90-е годы, после распада СССР. В 1999 году со стороны Чеченской Республики на территорию Дагестана вторглись вооруженные бандформирования с целью создания отдельного «исламского государства».
Укреплению позиций религиозного экстремизма и терроризма на Северном Кавказе способствовала также финансовая поддержка международной террористической сети.
Одним из проявлений религиозно-политического экстремизма на Северном Кавказе является деятельность различных сект, которые прикрываются исламскими лозунгами. Большую опасность для психики молодого человека представляют определенные религиозные секты, под влиянием которых у него утрачивается способность осознавать опасность своих действий, искажается восприятие реального мира.
Несмотря на то, что основные очаги террористической подготовки ваххабитов на Северном Кавказе подавлены, можно констатировать проявление «спящих ячеек» и террористов-одиночек. Данный факт подтверждают и результаты экспертного опроса, проведенного автором в июне-июле 2018 года. Ниже приведем яркое высказывание одного из экспертов:
«Сейчас, как раньше, системной организации боевиков нет. Это заслуга спецслужб. Мы наблюдаем только проявления действий террористов-одиночек. Но есть и упущения (нападения на храмы в Кизляре и в Грозном). И, на мой взгляд, люди, которые совершали террористические взрывы, сами не понимали, зачем они это делают. Это зомбирование. Одним правоохранительным органам полностью справиться с проблемой сложно. К этому должна подключиться общественность».
Для выявления уровня террористических угроз в республике экспертам было предложено оценить их проявление по шкале от 0 до 10. В результате опроса средний уровень террористических угроз в республике составил 4,2 балла.
Автором проанализированы причины радикализации молодежи в Республике Дагестан. В основном это идеологические, социальные и экономические. Основная причина заключается в отсутствии социальной справедливости, которая приводит к социальному расслоению. Россия находится в числе стран с высокой разницей в доходах. Среди доминирующих причин в ходе исследования оказались также высокий уровень безработицы, коррупция, отсутствие социальных лифтов для молодежи. Ниже приведем наиболее острые высказывания экспертов по данному вопросу:
«Есть реальные социально-экономические проблемы (безработица, низкое качество образования, отсутствие перспектив). Та молодежь, которая не нашла для себя реализации ни в карьере, ни в бизнесе, ни в образовании, ищет реализации в деструктивном, протестном русле. Если не будет социальной справедливости, то протестный потенциал будет только увеличиваться».
«Безусловно, коррупция и преступность – в первую очередь, социальное неравенство, расслоение как результат и коррупции, и преступности, и спада производства, безработицы и неэффективного управления регионом».
«В республике есть достаточно серьезная почва в виде недовольства населения, которое могут использовать эти террористические организации для решения своих задач».
«К сожалению, это не заслуга органов государственной власти. Работа проводится немалая, люди гибнут на этой работе. Но дело в том, что, когда начались боевые действия в Сирии, исходя из эсхатологических знаний в религии, каких-то утверждений, люди кинулись воевать и умирать в Сирию, так как в хадисах сказано, что конец света начнется в Сирии и война против неверных начнется в Сирии, и кто в этой войне погибнет, становится шахидом и сразу попадет в рай. И вот некоторые “романтики” туда и уехали. Есть которые искренне верят во все это, а есть такие, которые устали от социального расслоения, преследования со стороны силовиков и т.д.».
Проблема социального неравенства характерна для всей страны в целом. Как раз это неравенство и трансформируется в правый и религиозный радикализм и фундаментализм.
Вышеуказанные проблемы и стараются использовать деструктивные силы в целях радикализации молодежи.
В последние десятилетия проблемы радикализации ислама, религиозно-политического экстремизма рассматриваются в работах религиоведов, философов, юристов, политологов и др.
Проблемы информационно-идеологического противодействия религиозно-политическому экстремизму широко рассматриваются в работах И. П. Добаева, Г. Мурклинской, А. Г. Дугина, В. М. Коровина, А. Г. Гусейнова, К. М. Ханбабаева, Ш. С. Сулеймановой, И. Н. Титаренко и др.
Вопросам противодействия религиозно-политическому экстремизму и терроризму посвящены работы З. С. Арухова, А. К. Алиева, М. Я. Яхъяева, М. В. Вагабова, К. М. Ханбабаева, Г. И. Юсуповой, В. А. Авксентьева, В. Х. Акаева, М. И. Билалова, И. П. Добаева, А. В. Кудрявцева и др. К. М. Ханбабаев в своих работах рассматривает содержание основных теологических разногласий между ваххабитами и представителями традиционного ислама, тариката.
Несмотря на то, что органами государственной власти Российской Федерации на сегодняшний день проделана значительная работа по концептуальному и законодательному обеспечению противодействия экстремизму, не удается искоренить причины проявления и распространения экстремистской идеологии. Непростой остается ситуация в Дагестане. В последнее время напряженность в республике, связанная с деятельностью вооруженных бандформирований, начала снижаться. Однако можно констатировать точечные проявления террористических актов. Так, весной текущего года в Южном Дагестане были проведены спецоперации, в ходе которых уничтожены 9 боевиков. В целях реализации государственной политики в области противодействия идеологии экстремизма и терроризма разработана «Комплексная программа противодействия идеологии терроризма в Республике Дагестан» на 2018-2020 годы.
В 2016 году принят Закон «О профилактике экстремистской деятельности в Республике Дагестан».
На заседании Межрелигиозного совета 27 марта 2018 года в Москве было принято решение обратиться в органы государственной власти с предложением о признании ваххабизма экстремистской идеологией, а ваххабитских организаций – экстремистскими организациями.
Ниже приведем основные противоречия между ваххабитами и представителями традиционного ислама на Северном Кавказе.
Ваххабиты не придерживаются ни одного из четырех мазхабов – ханафитского, шафиитского, маликитского и ханбалитского, – признанных всеми мусульманами мира религиозно-правовых школ ислама. Тех, кто проводит мавлиды, ваххабиты называют отступниками. Они не признают путь тариката (суфизма), считая его одним из самых скверных новшеств. Указанными выше теологическими расхождениями ваххабиты пытаются обосновать свою идеологию. Допускают убийство «неверных» (включая мусульман, не исповедующих ваххабитскую идеологию) не только в случаях самообороны. В исламе убийство одного невинного человека приравнивается к убийству всех людей. А главное отличие салафитов от суфиев заключается в том, что первые не признают ни шейхов, ни наставников, ни каких-либо других учителей.
В Республике Дагестан как раз при поддержке шейха Саида-афанди начался активный процесс, нацеленный на примирение представителей традиционного ислама и ваххабитов. Важнейшим шагом к объединению всех мусульман республики стало проведение съезда ученых обеих сторон – ДУМД и Ахлю-сунна в Центральной мечети города Махачкалы 24 апреля 2012 года. Целью этого съезда являлось налаживание диалога между всеми мусульманами республики, распространение чистоты ислама совместными усилиями. На наш взгляд, эта попытка не увенчалась успехом. Представители традиционного ислама обвиняют ваххабитов в том, что они, опираясь на свои «поверхностные знания» Корана, трактуют его основы по-своему. Оба эти течения аргументируют свои суждения фактически одними и теми же аятами из Корана, истолковывая их с выгодой для себя. И такая позиция не оставляет шансов на взаимное соглашение. В свою очередь, по данным экспертного опроса, проведенного автором, деятельность некоторых представителей официального духовенства способствует возникновению разногласий в исламской умме республики.
Среди опрошенных экспертов 40% утверждают, что основная причина распространения экстремистской идеологии заключается в отсутствии альтернативной идеологии. Обобщенные данные опроса позволяют говорить о невысокой эффективности идеологического противодействия религиозно-политическому экстремизму. Это обосновывается тем, что основной упор в противодействии экстремизму и терроризму на Северном Кавказе был сделан на силовое подавление террористического подполья. События, происходящие в последнее время во многих странах, показывают, что действующие международные террористические организации ставят своей целью создание всемирной террористической сети. Поэтому бороться с этим явлением лишь силовым способом нецелесообразно.
Процессы ускоренного развития информационных технологий оказывают на сознание людей огромное влияние, в том числе и негативное. Поэтому многие страны основной своей задачей видят защиту населения от информационного воздействия, в особенности негативного. Особую актуальность в этом направлении приобретает в нашей стране, особенно в республиках Северного Кавказа, защита пользователей интернет-ресурсов от воздействия экстремистских сайтов, так как основным каналом воздействия экстремистской идеологии остаются социальные сети, форумы, чаты, тематические сайты. Следует отметить, что около 90 млн человек в России являются пользователями Интернета. В связи с этим большую опасность представляет распространение экстремистских материалов «Исламского государства» (организация запрещена в РФ) через различные сайты и социальные сети.
По мнению 30% опрошенных экспертов, вовлечение молодежи в экстремистскую идеологию происходит через Интернет, прежде всего через социальные сети. На втором месте – литература экстремистского содержания. По этому поводу один из экспертов в ходе интервью отметил: «Очаги терроризма и ваххабизма находятся в информационном пространстве, они не подавлены. С сетью намного сложнее бороться. Это миллионы сайтов, это миллионы подписчиков, миллионы комментариев, закрытые группы. Поэтому эта вся система опутала сознание молодежи, идет антагонизм с официальными исламскими структурами, с властью путем противопоставления. Это юношеский максимализм. На этот юношеский максимализм нанизывают экстремистские идеи, радикальные идеи и радикальное прочтение ислама. Идет некое постулирование экстремистских идей через преломление Корана. Ретроспективного анализа нет, а есть параллельный перенос этих аятов на современность. Производится перевод Корана без специальных знаний, без знаний аналитической философии. А те, кто в итоге заряжаются этим вирусом, им трудно бывает выйти из этого состояния. Трудно, потому что в него их вводят через фактор сакральности, сакрализации Бога. Бог, Аллах хочет от вас этого, а не мы. Аллах хочет, чтобы вы уничтожили, взорвались или совершили то или иное действие на пути Аллаха. Им кажется, если они не будут все это выполнять, они будут предавать идеалы, Аллаха, пророка. А представителей муфтията они считают коллаборационистами, врагами Аллаха. А истинные знания несет как раз муфтият. Те знания, которые достаточно адаптированы, достаточно адекватны в той ситуации, в которой мы живем».
Исходя из этого, в республиках Северного Кавказа большое внимание уделяется противодействию религиозно-политическому экстремизму в информационно-идеологической сфере. Регулярно проводятся международные, региональные научно-практические конференции. В их числе: IV Межрегиональная научно-практическая конференция «Идеология терроризма: пропаганда и контрпропаганда. Современные вызовы», организованная Министерством печати и информации Республики Дагестан и Аппаратом национального антитеррористического комитета России 2 ноября 2017 года; Международная научно-практическая конференция «Подготовка специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама как фактор обеспечения национальной безопасности» (19-22 декабря 2017 года); V Конгресс религиозных лидеров Северного Кавказа «Опыт мусульманских объединений Северного Кавказа в противодействии идеологии экстремизма и терроризма» (15 ноября 2017 года); круглый стол «Пути профилактики национально-религиозного экстремизма в условиях новых вызовов и угроз» (30 января 2018 года) и мн. др.
Материалы антитеррористического характера размещаются в различных интернет-ресурсах и печатных изданиях.
Серия телепередач «Откровенно говоря» на канале «Наше национальное телевидение» (ННТ) была посвящена влиянию «ИГ» (организация запрещена в РФ) на молодежь Дагестана. В дискуссии принимали участие представители духовенства республики, активная молодежь, журналисты, представители власти.
Несмотря на многие предпринимаемые меры, на Северном Кавказе сохраняется проблема распространения радикальной идеологии. Это обусловлено тем, что основные причины, которые способствуют распространению идей религиозно-политического экстремизма, не решены. Прежде всего, это высокий уровень безработицы, социальное расслоение, малоэффективная молодежная политика. Основываясь на выводах экспертного опроса, можно утверждать, что работа по информационно-идеологическому противодействию находится на низком уровне. Вовлечение молодежи в экстремистскую идеологию происходит в основном через социальные сети. На наш взгляд, для эффективного противодействия различным деструктивным проявлениям следует усилить идеологическую работу, привлекая ученых, богословов, программистов, общественность. Они должны создавать позитивную альтернативу той идеологии, которая приводит молодежь в террористические организации.
В первую очередь нужно решить социальные проблемы, нужна адресная работа с молодежью. Основным стержнем в идеологическом противодействии религиозно-политическому экстремизму является профилактическая работа.
Следует создавать условия для реализации и трудоустройства северокавказской молодежи.
Должна вестись работа по распространению истинных знаний об исламе, о традиционных ценностях наших народов в СМИ и социальных сетях. Для этой работы должны быть привлечены ученые, теологи, алимы.
На Кавказе издревле культурные и идеологические ценности внедрялись через старшее поколение, аксакалов. И поэтому к работе с молодежью нужно привлекать авторитетных людей, ветеранские общественные организации.