Плохо даже когда хорошо

Стало модным быть оппозиционером. При любой власти. Такое ощущение, что даже если человек, противопоставляющий себя ей сегодня, завтра станет руководить республикой, то он будет сам себе оппозиционером. Что бы ни предпринималось на благо развития республики, все подвергается критике – в большей мере необоснованной, нежели имеющей под собой какую-либо почву.

Назначение Владимира Васильева исполняющим обязанности руководителя республики в Дагестане восприняли неоднозначно: человек с чисто русской фамилией уже давно не руководил республикой. Было не совсем ясно, чего ждать от силовика из Москвы. Впрочем, вскоре ситуация прояснилась, когда пошла серия громких арестов высокопоставленных чиновников, тотальная антикоррупционая чистка. На всякий случай все решили приутихнуть, а то мало ли что, всех грехов-то не упомнишь. Чуть позже, когда «посадочные» мероприятия стали не столь частыми, власть стали упрекать в том, что произошедшее было пиар-кампанией, направленной на дискриминацию чуть ли ни всего Северного Кавказа.

Определенные упреки посыпались и в адрес нового главы кабинета министров, тоже не имевшего ничего общего с дагестанским принципом клановости. Артём Здунов продемонстрировал впечатляющие успехи в Татарстане, но ведь в Дагестане давно все привыкли к собственной разработанной экономической схеме.

Учитывая революционные настроения нового руководства республики, стало определенно ясно, что прежде существующие правила, по которым и без того дотационный регион недобирал налогов, уйдут в прошлое. Хорошо, если без очередных громких судебных процессов. В принципе, опасения предпринимателей были услышаны. Бизнесменов не один раз собирали на доверительные беседы, предлагали «обеляться» по-хорошему, давали время на переход к ведению дела по новым, законным правилам. Где-то система сработала, где-то пока буксует, однако все происходящее не оставляет надежды на уход снова в «тень».

Привыкшие к громким, но пустым обещаниям дагестанцы заявление Васильева, в котором он четко дал понять, что в Дагестан в его лице пришла вся Россия, восприняли как самую обычную строку из выступления большого чиновника, которой просто стоит поаплодировать ради приличия. Помощь Федерального центра обещали ведь и его предшественники, но так и ушли, не дождавшись значимой поддержки, что напрямую сказалось на результатах развития республики.

Но уже в первые дни прихода к власти назначенца Кремля в Махачкалу потянулись представители федеральных министерств, заинтересованные в развитии приграничного региона России. Наряду с вопросами наведения порядка в экономике, социальной сфере и в области здравоохранения, одним из ключевых вопросов становится и безопасность границ страны, проходящих по территории Дагестана, ее морских рубежей.

«Принято решение о переводе Каспийской флотилии в Каспийск. Там у нас разворачивается огромная стройка: пирсы, причалы, пункты обслуживания, жилье. Будет увеличиваться количество наших офицеров и военнослужащих кратно», – заявил в апреле прошлого года министр обороны России Шойгу на совещании с руководством Минобороны. Перевод флотилии глава оборонного ведомства назвал серьезной составляющей безопасности в Каспийском регионе. Планируется построить судоремонтный завод, особую актуальность его созданию придает перспектива строительства в Каспийске базы военно-морского флота.

По мнению специалистов, перевод Каспийской флотилии из Астрахани в дагестанский Каспийск и строительство новой военно-морской базы позволят создать в регионе тысячи новых рабочих мест, обеспечат заказами ряд действующих предприятий республики, а также откроют новые перспективы для дагестанской молодежи. Очевиден стимул для развития экономики региона. В интервью агентству ТАСС глава Каспийска Магомед Абдуллаев заявил, что только на этапе подготовки инфраструктуры создадут тысячи новых рабочих мест, что очень важно для города. Это дополнительные налоги, которые будут давать в том числе эти новые рабочие места, и которые будут зачисляться в местный бюджет, подчеркнул Абдуллаев.

Но и тут не обошлось без неоправданного скептицизма. Один из дагестанских служителей блогосферы обвиняет руководство республики в непоследовательности и дискриминации. Так, по словам автора, перевод Каспийской флотилии в Дагестан характеризовался как «шанс для республики» в контексте возможного открытия множества рабочих мест и заключения контрактов с дагестанскими предприятиями. На деле, как указывается в публикации, ничего этого не происходит, так как «дагестанцы, которые славятся своим мастерством и трудолюбием, оказались не востребованы», а «замену им нашли в соседней республике». Из комментаторского отклика следует, что все подряды были отданы чеченским компаниям, а те в свою очередь набирают весь персонал в собственной республике.

Чем подкреплены подобные утверждения – непонятно. Ясно другое: учитывая недавний конфликт, связанный с установкой дорожных знаков в Кизлярском районе, виновных в том, что дагестанцы якобы остались не у дел, долго искать не пришлось. А пытались ли дагестанцы заявить о своих возможностях? Таким вопросом никто не задался?

Один только пример: согласно сайту «Синапс», специализирующемуся на поиске и аналитике тендеров по всей России, участником тендера №31806808515 «Выполнение работ по строительству 2-этажного служебного административного здания на 60 человек с узлом связи и контрольно-пропускного пункта (КПП) на Объекте: «Обустройство пункта базирования кораблей и судов Каспийской флотилии в сухогрузной гавани г. Махачкала» была компания, к Чеченской Республике не имеющая никакого отношения.

Заказчиком строительства объекта выступает Федеральное государственное унитарное предприятие «Главное военно-строительное управление №4». Как следует из данных сайта, победителем стало ООО «Теплостройсервис», зарегистрированное в Москве. Ничего общего с Чечней учредители и руководство компании не имеют. Площадки открытые, преград никто не ставит. Но ажиотажа со стороны дагестанских участников процесса пока не наблюдается. Возможно, местным коллегам московских строителей пока очевидно, что конкурировать в плане экономии средств уже на стадии предварительной разработки проекта, равно как и при проведении самих работ, они не смогут, поэтому и не рвутся к участию в подобных ответственных и находящихся на жестком контроле мероприятиях.

… Иными словами, желание сделать хорошее плохим становится брендом среди блогеров, чья задача не состоит в том, чтобы работать на повышение имиджа республики и наведение в ней порядка, а сводится к банальному подстрекательству. При этом ведь ребята позиционируют себя исключительно патриотами. Плохо даже когда хорошо, по такому принципу и живут. Наказывают чиновников за воровство – плохо. Выводят бизнес на чистую воду, пополняют бюджет, строят школы, детсады и дороги – плохо. Реанимируют здравоохранение – плохо. Просто потому, что в собственном безразличии и желании сидеть сложа руки должен быть виноватый. И лучше бы им было руководство республики. Так товар успешнее продается, хотя и подпорченный. Потребитель-то тоже сам виноват: проверять надо.

 

                                                  Автор: Тагир Мансуров