Истории беженцев, которые целых восемь лет жили под постоянным обстрелом в Донбассе

За каждой историей беженцев, куда бы и откуда бы они ни бежали, море слез и океаны горя. И за каждой человеческой историей, за каждым сообщением о бомбежках и обстрелах — изломанные судьбы. В Донбассе ужасы войны продолжаются восемь лет. Бомбы падают — и ребенок теряет глаз, кто-то после обстрелов теперь никогда не спит по ночам, просто не может. Школьники, которые эвакуируются чаще, чем сдают экзамены. И слезы градом, когда узнают, что теперь просто будут учиться без обстрелов школы и канонады за окнами.

Истории беженцев, потерявших свои дома в Донбассе очень разные. И в то же время — очень похожие. Куда бы и откуда бы они ни бежали. Во всех странах, на всех континентах, где идут боевые действия.

Лариса Алания эвакуировалась в Воронеж из Горловки. С собой сумка с самым необходимым и фотоальбом. Внук Даня вместе с мамой вынуждены были остаться там. В 2015 году при подрыве националистами одной из четырех школ в Горловке, он получил ранение и лишился правого глаза. Взрыв произошел, когда бабушка с внуком зашли в дом.

— Вот школа, а вот дом… школа взрывается и все это… улетели, и я вместе с ним. Я просто в ванну спряталась вместе с ним. Это страшно. Там погибла женщина, вот 15-я школа, а через два дома еще 16-я. Очень сильно центр города бомбили.

Даниил, инвалид второй группы, уже несколько дней в центре временного размещения вместе со своей девушкой Ольгой. Говорят, скучают по дому, правда, жить там, говорят, уже давно стало невыносимо.

— Ложишься спать в два часа ночи; просыпаешься от того, что прилетает, и больше не ложишься, пока не перестанут, спать не ляжешь.

Все прибывшие беженцы получают помощь в оформлении необходимых документов, медицинских страховок. Это нужно для устройства на работу и учебу. В Нижегородской области волонтеры — студенты педагогического колледжа — помогают эвакуированным детям привыкнуть к новой обстановке.

Для беженцев закуплены необходимые лекарства, проводятся консультации медиков. Восьмилетний Никита надеется, что российские врачи помогут ему вылечить зрение, чтобы он поскорее смог вернуться за парту.

Дети Донбасса, приехавшие в Воронеж, уже пошли в школу. Из пункта временного размещения их забирает автобус. Лида в седьмом классе, пока еще немного волнуется, как ее примут новые одноклассники. Но сама попросила маму записать ее в школу.

Артем Рой за свои 11 лет второй раз эвакуируется из родного Донецка, первый был в 2014 году. Пятиклассник уехал с мамой, бабушкой и младшей сестрой.

— Она маленькая, впервые такое видит, я бы вообще не хотел, чтобы она ни разу в жизни такое видела, чтоб она жизнью своей жила без трагедий разных.

Жительница Донбасса Елена так сильно разволновалась на прямой связи с губернатором Подмосковья Андреем Воробьевым, что потеряла сознание.

— Это, наверное, от того, что мы настолько благодарны, что вы признали нас, мы восемь лет ждали этого момента, и вот эта отеческая любовь старшего брата, как вы нас встретили, тот ужас войны, который за восемь лет мы там натерпелись, и тут такую получили отеческую любовь.

«Лен, мы тоже очень переживаем за все то, что происходит, и мы знаем, какие годы провели семьи в этой чудовищной ситуации, но одно дело предполагать — другое дело там находиться. Поэтому наша задача сделать так, чтобы настолько, насколько мы это можем, вы почувствовали нашу любовь, заботу, внимание к вам», — сказал Андрей Воробьев.

Внимание и любовь может выразить каждый. В помощь жителям Донбасса по всей стране идет сбор гуманитарных грузов. В Орле волонтеры общероссийского народного фронта привезли в пункт временного размещения детские игрушки, питание, мебель для малышей.

«Сегодня это уже больше 500 тонн гуманитарной помощи, которая пришла со всех регионов страны. Что прежде всего нужно людям: это, конечно, и продукты питания, хотя сейчас продуктами питания их снабжают регионы, это огромное количество гигиенических вещей средства первой необходимости, это лекарства, потому что есть люди с хроническими заболеваниями. Вся эта маршрутизация должна быть налажена», — рассказал руководитель исполкома ОНФ Михаил Кузнецов.

У людей спрашивают, что им нужно в первую очередь. В пункте временного размещения есть журнал заявок, в нем жители оставляют свои заявки на то, в чем они нуждаются. Например, вот: «Нужна обувь девочек 9 и 12 лет, принадлежности и рюкзак для школы, полотенце, колготки». Вот женщина пишет: «Забыла слуховой аппарат, была бы очень благодарна». Все эти заявки обработают и направят в крупные организации, которые могут помочь соответствующей гуманитарной помощью либо же финансово.

Волонтеры общественной организации «Общие дети» за один день собрали десятки пакетов с гуманитарной помощью для эвакуированных в Воронежскую область сирот.

«Люди уехали по тревоге, это эвакуация, им сказали встать и уйти, они встали и пошли, никто не собирался. Дети приехали без вещей, вообще без ничего; поэтому передать в первое время экстренную помощь — это очень важно», — говорит руководитель волонтерской организации «Общие дети» Ксения Пенькова.

Утром Красный Крест доставил в Воронеж восемь тонн предметов первой необходимости и продуктов питания.